за последние 30 дней
Отель нормальный. Просто это не 5 звезд.
Отель нормальный. Просто это не 5 звезд. Но мы не привередливы, да и заплатили мы за отдых, как за 3*. Отдыхали большой компанией: я, две подруги, мама и двухлетний джентльмен. Конечно, сказался период нашего отдыха: трудно рассчитывать на то, что персонал в последние недели перед закрытием отеля будет работать также весело и неутомимо, как в начале сезона. Людей можно понять: они устали полгода работать без выходных. Но все же, они старались из последних сил. Официанты и аниматоры молодцы! Девочки на ресепшн, к сожалению, не произвели приятного впечатления. Но начну по порядку.
В отель мы приехали в 12.00. Конечно же, после бессонной ночи в дороге, хотелось побыстрее оказаться в номере. С нами был двухлетний ребенок. Но заселения пришлось ждать до 14.30. Девочка на ресепшн сказала: "Уборка. Свободных номеров нет." Слышать это смешно: за две недели до закрытия свободных номеров было достаточно, в чем мы лишний раз убедились, увидев полупустой ресторан. Но мы решили не портить себе отдых негативными впечатлениями он нетрадиционного южного «гостеприимства» и поехали на пляж: ждать заселения.
В 14.30 нас заселили в очень хороший номер: две спальни и гостиная. Вид из окон: горы и соседние отели. Холодильник и телевизор работали. Кондиционером не пользовались: в октябре он не нужен. Но следует отметить: в июне - августе одного-единственного кондиционера на три комнаты будет недостаточно. На полу – керамическая плитка. Ванная комната просторная, красивая. Но всю первую неделю отдыха у нас были проблемы с горячей водой. Каждый раз, когда кто-нибудь из нас решал принять душ, теплая вода заканчивалась через 5 минут. Приходилось постоянно звонить девочке на ресепшн и просить решить проблему горячего водоснабжения. Ситуация существенно усложнялась тем, что обе девочки, сменяющие друг друга на ресепшн, практически не говорили на английском. Думаю, это недопустимо для отелей, принимающих иностранных туристов. (На русском языке в отеле говорила только девочка, приглашавшая туристов посетить хамам, и аниматоры). В общем, мы звонили на ресепшн, девочки искали турка, говорящего на английском, турок переводил им нашу просьбу (за неделю я выучила словосочетание «горячая вода» на турецком), потом девочки присылали техника, через 30 минут после его визита горячая вода появлялась. Но ненадолго. Через неделю «развлечение» с горячей водой мне надоело. Пришлось обраться к менеджеру отеля с вопросом: «Должна ли я, прежде чем принять душ, звонить на ресепшн и просить включить воду? Или горячая вода должна течь при повороте крана с надписью «НОТ»?» Менеджер извинился, и с этой минуты горячая вода текла из крана без предварительно звонка на ресепшн. К сожалению, следует отметить, что проблемы с горячей водой в октябре возникают ежегодно во многих турецких отелях: солнечных батарей не хватает, а электрические персонал старается не включать: электроэнергия дорогая. Других проблем в номере не было. Вся сантехника, телефоны и фен были исправны. Мебель в номере красивая, но уже засаленная. Видимо, в течение всего сезона, намазанные всевозможными кремами и маслами туристы, безжалостно валялись на диване и сидели в креслах. Но это вина не работников отеля. Дома, наверное, никто не усаживается в кресло, предварительно вылив на себя флакон масла до/после/от загара. Уборщиц мы сильно не утомляли: люди устали, а мы в номере старались не свинячить. Один раз за две недели мы все же попросили сменить постельное белье: ребенок испачкал наволочку красками. Сменили, … но только ребенку. А на наших постелях, за чаевые, накрутили лебедей из бессменного белья.
Ресторан, судя по остаткам былой роскоши, в сезон в полной мере соответствовал 5 звездам. Даже в конце сезона, когда туристов «докармливают» тем, что не съели их предшественники, можно было выбрать что-нибудь на свой вкус. На завтрак всегда пекли оладьи и свежий омлет. И пирожных было много. Небольшой ассортимент фруктов меня угнетал, пришлось съездить на базар, там закупили все, чего душа желает. Пару дней обед был «грустный»: тушеные овощи, ненатуральное мясо и несвежие салаты. Мы подумали, что остаток отпуска придется кушать фрукты с базара и худеть. Но приехали голландцы, и… случилось чудо! Настоящее восточное изобилие: несколько видов горячего - из рыбы, несколько – из куры, было даже настоящее мясо. Салаты и пирожные тоже очень посвежели в этот день. Жаль, голландцы были в нашем отеле проездом, но мы потом еще два дня радостно доедали остатки этого королевского банкета. Свежевыжатый сок (из прошлогодних апельсинов) можно было купить в ресторане только на завтрак. Так что сок мы покупали у придорожных торговцев: у них и апельсины были свежие, и купить можно было в любое время дня и ночи, да и дешевле. Еще в меню ресторана было мороженое, которого нас попытались лишить. Раздача мороженого начиналась в 15.00. Ребенок к этому времени проснулся, оперативно собрался (за мороженым), и в 15.30 мы подошли к лотку с мороженым. Но официант сказал: «Извините, мороженого привезли мало, оно уже закончилось.» Я перевела ребенку. Реакция малыша была очень негативной. Мы пошли искать мороженое на ресепшн. Девочка сказала: «Мороженое финиш.» Но после разговора с менеджером отеля, произошло чудо: в «пустом» лотке появилось несколько видов мороженого. Ребенок был счастлив. Я, на всякий случай, поинтересовалась у раздатчика этой детской радости, всегда ли нам нужно искать мороженое у менеджера отеля. Официант извинился, и с тех пор мороженое присутствовало строго по меню: ежедневно с 15.00 до 17.00. Но мы, в основном, мороженое покупали в центре: в отель привозили только «Альгиду», а на турецких улочках можно купить очень вкусное мороженое местного производства. Кроме этой мелкой неурядицы, в ресторане очень неприятное впечатление произвела посуда. Конечно, небольшие сколы и трещины закономерны в конце сезона. Проблема не в этом: я уже сказала, что мы - не привереды. Но, грязной посуды не хватало, а чистой - не было вообще. Отмечу, что даже в отелях 3* посуда всегда была чистой. Не думаю, что проблема в посудомоечной машине. Возможно, посуду мыли без порошка. Официанты старались, повар проявлял чудеса мастерства, готовя вкусные блюда из остатков продуктовых запасов.
В общем, люди работали на износ. Аниматоры тоже старались из последних сил: сказывалась усталость. Нам анимация, главным образом, была нужна для ребенка: себя мы сами можем повеселить, а малыша хотелось оставить с чужими людьми, чтобы подготовить к детскому саду. Мини-клуб возле нашего корпуса был закрыт: опять же, сказался конец сезона. В мини-клуб на пляже попали несколько раз. Девочка-аниматор очень хорошо развлекала детей, но, к сожалению, в клубе бывала нечасто. Пару раз мы развлекали ребенка сами с использованием клубного оборудования, один раз нашего малыша развлекала турецкая семья, живущая неподалеку: они со своей доченькой приходили в клуб отеля как на детскую площадку. Каждый вечер в отеле устраивали детскую дискотеку, детям нравилось. Даже плакс-капризок аниматоры целовали-развлекали. Молодцы!
Весь персонал отеля старался, за исключением девочек с ресепшн. Сложилось впечатление, что они поставлены на ресепшн не решать проблемы, а создавать их. Думаю, этому способствовал не только языковой барьер (полное незнание английского, немецкого и русского языков), но и нежелание решать проблемы. Однажды, девочка в 9 утра позвонила нам в номер и сказала: «Хамам!» Я поняла, что она напоминает: сегодня мы должны посетить хамам. Я ей вежливо на двух языках объяснила, что в хамам мы записаны на 19.00, а не на 09.00, девочка сказала: «ОК!» Я повесила трубку, считая разговор оконченным. Через 5 минут - опять звонок и тот же голос в трубке: «Хамам!» Я поняла, что девочка не воспринимает длинные фразы на иностранном для нее языке. Попыталась свести количество иностранных слов к минимуму: вечер, 7 часов. Услышала стандартное: «ОК», - и повесила трубку. Следующий звонок со, ставшим традиционным, словом «хамам» последовал через минуту. В общем, разницу между 19.00 и 09.00 объясняла я девочке минут 20, пока она не нашла турка, который переводит английские слова на турецкий язык. Еще один казус у нас был с магнитными ключами. Нам их выдали два (на 4-х взрослых). Мой размагнитился. Я пошла на ресепшн (в другой корпус) и знаками попросила девочку поменять ключи. Она заменила испорченный ключ. Я по-турецки сказала: «Спасибо», - и ушла, считая проблему исчерпанной. Через час пришла моя подруга и не смогла открыть дверь своим ключом. Пошли менять опять. Ключ поменяли только подруге. Естественно, мой ключ после этого перестал открывать дверь. Просьбу заменить два ключа сразу девочка не воспринимала. Так мы ходили (в другой корпус) раз 10 за два дня. Пока нам не попался менеджер, который объяснил девочке, что нужно менять оба ключа одновременно, а не по очереди. В общем, я порадовалась, что при заселении нам выдали всего два ключа, а не четыре, как я хотела. На этом «развлечения» не закончились. Мы решили поехать на экскурсию. Гид пообещал заехать за нами в 11.00. В 10.50 вся наша компания пунктуально уселась в холле. Не заметить нас было невозможно из-за активного малыша, да и туристов в конце сезона в отеле немного. В общем, девочка не ресепшн нас видела, но молчала. В 11.05 мы заволновались, а в 11.15 стали явно проявлять признаки беспокойства. Ресепшн стойко хранила молчание. Пришлось звонить гиду, искать автобус. Оказалось, автобус на территорию отеля не пустили, водитель за нами приходил, но девочка с ресепшн нас ему не выдала: сказала, что из этого отеля никто никуда не едет. Конечно, потом водитель за нами вернулся и объяснил девочке на простом турецком, что она неправа. Но девочку это не смутило, и она продолжала работать. Чем чуть не довела мою маму до сердечного приступа. Я поехала в центр, встретила там подругу из Питера. Мы решили отметить встречу в ресторане. Мой мобильный, как назло, разрядился. Из ресторана с периодичностью в 30 минут я звонила в отель и просила соединить со своим номером, чтобы предупредить маму о том, что я задерживаюсь в центре по доброй воле и в приятной компании. Ресепшн соединял меня с моим номером, но трубку никто не брал. Я понимала, что наша компания во главе с малышом не может гулять до часу ночи, поэтому упорно повторяла свою попытку дозвониться до номера. Причем официант любезно подсказал мне, как назвать мой номер на турецком. Безуспешно. В общем, я приехала в отель вовремя: успела накапать маме валерианочки. Оказывается, все сидели в номере, но телефон не звонил. Телефон был исправен. Видимо, девочка с ресепшн не знала, как переключить звонок. В общем, ресепшн состоял из двух девочек. Одна говорила на английском: «Уборка. Номера. Мороженое. Нет. Конец. Спасибо. Пожалуйста.» Словарный запас второй девочки был значительно беднее. Но мы быстро поняли, что ресепшн нужно обходить стороной, дабы не создавать себе проблем. Да мы и приехали не сидеть в отеле, а наслаждаться солнцем и морем.
Пляж отеля маленький, буйки очень близко от берега. Вход в море песчаный, вырублен в подводной скале. Ширина входа примерно 15 метров, по бокам – острые скалы. В октябре, конечно, вход был свободен, но в сезон, наверное, людям было тесновато. Вода почему-то была мутная. И еще одна неприятная особенность подводного мира, с которой на этом побережье я столкнулась впервые: жгуче-колючие водоросли. Интересно, что на пляжах слева и справа (в Оба и в Мамутларе) водоросли внешне выглядят точно также, но не колются. И еще: это единственное место на всем побережье, где после купания надо обязательно споласкиваться пресной водой, иначе, при высыхании кожи, на ней образуются белые кристаллы (надеюсь, соль) которые вызывают зуд. Отмечу, что на соседних пляжах этой проблемы нет. Кроме того, на пляже отеля меня смутил резкий запах овец. Сами овечки были вне зоны видимости, но запах… До пляжа туристов возил автобус. Первые дни мы подстраивались под очень гибкий график его движения, потом стали ходить пешком. Прежде, чем купить тур в этот отель, я уточнила у туроператора расписание автобуса, так как длительные прогулки под солнечными лучами с малышом-блондином не входили в мои планы. Туроператор, ссылаясь на менеджера отеля, предоставил информацию, из которой следовало, что автобус на пляж ходит каждые 20 минут. Я решила, что это очень удобно: отель стоит на горе, вдали от шума дискотек, а до моря туристов возят каждые 20 минут. Мечта! Но в реальности автобус первую неделю нашего отдыха отправлялся на пляж с 10.00 до 12.00 - каждые 30 мин, затем, с 14.30 до 19.00 – каждые 30 минут. А вторую неделю автобус отправлялся с 10.00 до 18.00 с периодичностью 1 раз в час и с перерывом с 12.00 до 15.00. Пешком до пляжа нужно идти минут 20. В конце октября - это не проблема: солнце не печет. Несколько раз ходили пешком. Ребенок радостно бежал с нами с горы: к морю и мужественно полз обратно вверх: в отель. В общем, сочетание мутной воды, колючих водорослей и неприятного запаха, а также, понижающаяся с каждым днем, транспортная доступность пляжа отеля, вынудили нас ездить на пляж Клеопатры. Вот это волшебное место: вода прозрачная и, при высыхании, кожу не стягивает, водоросли мягкие и гипоаллергенные (не колются, раздражения не вызывают), вход в море – от песчаного (у горы) - плавно переходит к галечному и скалистому, буйки далеко. Красота!
Подвожу итог: в этот отель я больше не поеду. Никогда. Конечно, в мае-сентябре питание в ресторане намного разнообразнее. И автобус на пляж ходит чаще. И аниматоры активнее. И можно научить персонал засыпать порошок в посудомоечную машину. И можно заменить девочек на ресепшн. В общем, все можно исправить. Кроме пляжа. А пляж для меня играет главную роль, так как я выбираю Турцию для пляжного отдыха. Могу отдыхать в отеле 2*, покупать фрукты на базаре, а мороженое и сок – на улице, могу спать две недели на бессменном постельном белье, но пляж должен быть в зоне пяти- десятиминутной доступности (неважно, пешком или на автобусе, лишь бы автобус ходил по заявленному расписанию), море должно быть чистым, а буйки – далекими.